Помощь в трудной ситуации
Постановление от 31.03.2023 №120-п «О внесении изменений в постановление Правительства ХМАО-Югры от 02.09.2009 года №232-п «О порядке организации территории ХМАО-Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учету детей, права и законные
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
Искренняя заинтересованность взрослых - родителей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.
Консультационный пункт для родителей, созданный на базе дошкольного образовательного учреждения, является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания методической и консультативной помощи родителя (законным представителям), дети которых посещают и не посещают дошкольное образовательное учреждение, поддержки всестороннего развития личности детей.
Цели консультативного пункта:
- обеспечить преемственность семейного и общественного воспитания и образования;
- оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, воспитывающимися на дому;
- поддержка всестороннего развития личности.
Задачи консультационного пункта:
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста;
- оказание всесторонней помощи детям, не посещающих дошкольное образовательное учреждение при поступлении в школу;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.